Дисциплины специализации специальности «Информационные технологии». 3 курс

Спецкурсы и лабспецы

Кафедра алгебры и дискретной математики

Специализация «Информационные технологии»

№ п.п. Тип Название дисциплины Семестр Часы и отчетность Часов в неделю Ф.И.О. преподавателя
1 с/к Алгоритмы и анализ сложности
5 51/0 экз/0 3(лек)/0 Штейнберг Б.Я.
Спецкурс предназначен для развития у студентов алгоритмического мышления, способности оценивать быстродействие этих алгоритмов и культуры обоснования их корректности. В спецкурсе также предполагается изучать влияние структур данных на эффективность алгоритмов. Студенты должны получить представление об NP-полных задачах, о точных и эвристических алгоритмах. Предполагается рассмотреть понятие вычислительной сложности задачи. Кроме классического понятия сложности алгоритма, представляющего собой количество арифметических операций, как функцию количества входных данных, будет рассмотрена сложность алгоритмов по обращениям к памяти.
2 с/к Стандартная библиотека C++ 5 17/17 экз/0 1(лек)/1(лаб) Михалкович С.С.

Курс базируется на двухсеместровом курсе «Основы программирования» и односеместровом курсе «Языки программирования», в которых закладываются основные навыки программирования на языке C++, а также дается представление об объектах и классах. Трудоемкость курса может быть оценена как средняя, с учетом того базового набора знаний, умений и навыков, которые студенты уже получили к началу изучения данного курса.

Цель курса – сформировать у учащихся уверенные знания и навыки программирования с использованием стандартной библиотеки языка программирования C++, дать последовательное изложение основных составных частей библиотеки: контейнеров, итераторов, алгоритмов.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: структуру стандартной библиотеки C++, трудоемкость основных операций, виды итераторов, классификацию стандартных алгоритмов; уметь: создавать шаблоны функций и классов, выбирать нужные стандартные контейнеры и алгоритмы в зависимости от задачи, комбинировать стандартные контейнеры для создания более сложных структур данных, конструировать объекты-функции и предикаты для использования в стандартных алгоритмах.

3 с/к Теория кодирования
5 34/0 зач/0 2/0 Кряквин В.Д.

Если вы звонили в некоторые заокеанские города, то замечали, что при разговоре с абонентами из этих городов создаётся впечатление, что они находятся в соседней комнате. А при звонке в соседний город или соседний дом случается, что помехи в  телефонной линии не позволяют надёжно передать информацию. И всё потому, что в первом случае используется помехоустойчивое кодирование сигналов. В спецкурсе освещаются следующие вопросы.

Основные понятия теории помехоустойчивого кодирования. Линейные коды, их структура. Коды Хемминга и коды Рида-Маллера. Математический аппарат теории кодирования. Циклические коды. Коды Боуза-Чоудхури-Хоквингема и коды Рида-Соломона. Квадратично-вычетные коды. Алгоритмы декодирования. Для освоения спецкурса необходимы стандартные начальные знания из курса линейной алгебры.

 4  с/к Методы разработки трансляторов  6 34/0 зач/0  2(лек)/0  Михалкович С.С.

Курс базируется на курсах по основам программирования, а также на курсе «Формальные языки и грамматики». Трудоемкость курса может быть оценена как средняя, с учетом того базового набора знаний, умений и навыков, которые студенты уже получили к началу изучения данного курса.
Цель курса – сформировать у учащихся уверенные знания в области формальных языков и грамматик, используемых при реализации языков программирования, а также навыки построения компиляторов языков программирования средней сложности с использованием систем автоматической генерации компиляторов типа Lex-Yacc.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: классификацию грамматик по Хомскому, классификацию контекстно-свободных грамматик, нисходящие и восходящие методы разбора, перевод с помощью схем трансляции и атрибутных грамматик, алгоритмы построения таблиц для автоматов, распознающих LL(1), SLR(1), LALR(1) и LR(1) грамматики; уметь строить грамматики простых языков программирования для систем типа Lex-Yacc, строить по данным грамматикам дерево разбора программы, создавать вспомогательные структуры типа таблиц символов, а также создавать интерпретаторы данных языков.

5 с/к Неклассические логики  6  34/17 зач/0  2(лек)/1(лаб)  Скороходов В.А.

В спецкурсе излагаются основные понятия и возможные приложения теории k-значных логик и теории нечетких множеств и логик. Вводятся основные функции k-значной и нечеткой логик и рассматриваются вопросы о замкнутости, полноте и непротиворечивости. В качестве одного из практических приложений предлагается нечеткая («fuzzy») технология, используемая при проектировании различных экспертных систем.

Целью спецкурса является обучение студентов основным методам анализа информации и проектирования экспертных систем в рамках теории рассматриваемых логик.

 6  с/к Цифровая обработка сигналов  6 34/0 зач/0 2(лек)/0  Кряквин В.Д.
Рассматриваются непрерывные, дискретные и цифровые сигналы, а так же системы их обработки.  Импульсная характеристика системы, линейная свёртка. Спектральный и обобщенный спектральный анализ сигналов и систем, частотная характеристика системы. Методы фильтрации дискретных сигналов, в том числе связанных с акустической и графической информацией. Рекурсивные и нерекурсивные фильтры. Эффекты, связанные с дискретизацией аналоговых сигналов, алиасинг. Дискретное преобразование Фурье. Циклическая свёртка. Основные алгоритмы цифровой обработки сигналов, их применение. Для освоения курса необходимы начальные знания из математического анализа, основы гармонического анализа и линейной алгебры.

в начало